Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска
Государственное учреждение образования
Средняя школа №19 г. Витебска
Экстремизм по законодательству
Под экстремизмом (экстремистской деятельностью) понимается деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее, если не указано иное, — граждане) либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств (далее, если не указано иное, — организации), формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность путем (ч. 1 ст. 1 Закона о противодействии экстремизму):
o насильственного изменения конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;
o захвата или удержания государственной власти неконституционным путем;
o создания экстремистского формирования либо участия в экстремистском формировании;
o содействия осуществлению экстремистской деятельности, прохождения обучения или иной подготовки для участия в такой деятельности;
o распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;
o оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления;
o создания в этих целях незаконного вооруженного формирования;
o осуществления террористической деятельности;
К экстремистским материалам отнесена информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенная для публичного использования, публичного распространения либо распространенная любым способом, содержащая призывы к экстремистской деятельности, пропагандирующая такую деятельность и признанная экстремистскими материалами по решению суда (ч. 2 ст. 1 Закона о противодействии экстремизму).
Меры противодействия экстремизму
Государственные органы, являющиеся субъектами противодействия экстремизму, в пределах своей компетенции реализуют следующие профилактические меры:
1. официальное предупреждение;
2. предписание;
3. приостановление деятельности организации, представительства иностранной или международной организации, индивидуального предпринимателя (постановлениями Генерального прокурора, прокуроров областей, г. Минска);
4. признание организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, экстремистской, запрещение ее деятельности и ее ликвидация;
5. признание деятельности индивидуального предпринимателя экстремистской и ее прекращение;
6. запрещение деятельности экстремистских иностранных и международных организаций;
Кроме того могут принимаются иные меры в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Вопрос о признании символики и атрибутики (за исключением нацистской символики и атрибутики), информационной продукции экстремистскими материалами, рассматривается судом в порядке особого производства.
Порядок проведения оценки символики и атрибутики (за исключением нацистской символики и атрибутики), информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в них признаков проявления экстремизма устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Вступившее в законную силу решение суда о признании символики и атрибутики, информационной продукции экстремистскими материалами является основанием для их уничтожения, если иное не установлено законодательными актами.
Использование государственных символов Республики Беларусь, изображений и символики, являющихся историко-культурными ценностями, а также официальных геральдических символов в целях пропаганды экстремизма, при публичных призывах к экстремистской деятельности запрещается и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Ответственность за распространение экстремистских материалов
За распространение, а равно изготовление, издание, хранение и перевозку в целях распространения экстремистских материалов предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Экстремистские действия обязательно должны быть публичными и направленными на пропаганду.
Если согласно экспертному заключению в представленных образцах устанавливается наличие признаков проявления экстремизма, данное обстоятельство является поводом для проведения проверки на предмет наличия состава преступления (ст.361 УК «Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь», ст.361-1 УК «Создание экстремистского формирования либо участие в нем», ст. 361-2 УК «Финансирование экстремистской деятельности», ст. 361-3 УК «Участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании или вооруженном конфликте, военных действиях, вербовка либо подготовка лиц к такому участию», ст. 361-4 УК «Содействие экстремистской деятельности» и ст. 361-5 УК «Прохождение обучения или иной подготовки для участия в экстремистской деятельности».
В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, начинается административный процесс, в соответствии ст. 19.11 КоАП Республики Беларусь (Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность).
Часть 1 указанной статьи предусматривает ответственность за распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции. Санкция данной части предусматривает:
o наложение штрафа в размере до 20 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения,
o на индивидуального предпринимателя — от 20 до 50 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения,
o на юридическое лицо — от 50 до 200 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.
Часть 2 предусматривает ответственность за распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции. Санкция данной части предусматривает:
o наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств,
o или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств,
o или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств,
o на индивидуального предпринимателя — наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств,
o на юридическое лицо — от 100 до 500 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.
Кроме того, за участие лица в экстремистской деятельности или причинение им тяжкого вреда интересам Республики Беларусь является основанием для начала рассмотрения материалов по утрате гражданства Республики Беларусь в соответствии с частью второй статьи 19 Закона Республики Беларусь от 01.08.2002 г. № 136-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 10.12.2020 г. № 67-З) «О гражданстве Республики Беларусь».
Республика Беларусь понесла колоссальный ущерб от действий фашистской Германии и ее пособников в период Второй мировой войны, придерживавшихся идеологии национал-социализма, ключевым положением которой является расовая, национальная и религиозная нетерпимость.
Несмотря на это, в настоящее время в Беларуси получили определенное распространение идеи крайне правого толка, фиксируются факты искажения событий прошлого, в интернете публикуются псевдоисторические статьи, оправдывающие нацистских преступников и их пособников, которые несут в себе потенциальную угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.
В Беларуси вопросам недопущения реабилитации нацизма всегда уделялось особое внимание, что нашло свое отражение в Законе "О недопущении реабилитации нацизма" подписанным 14 мая 2021 года Президентом Республики Беларусь, которым комплексно регулируется вопросы противодействия этим негативным проявлениям.
На бытовом уровне, для молодых людей необходимо знать об ответственности за хранение фото и видеоматериалов с нацистской символикой или атрибутикой в открытом доступе на страницах в социальных сетях, о чем говорится в ст.19.10 КоАП Республики Беларусь.
Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 19.10. Пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики
1. Пропаганда или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения –
влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.
Примечание. Не являются административными правонарушениями публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при осуществлении в соответствии с законодательством деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографической деятельности, музейного дела, организации и проведения культурно-зрелищных, зрелищных и иных культурных мероприятий, издательского дела, образовательной деятельности, научной деятельности, коллекционирования культурных ценностей, средств массовой информации при отсутствии признаков пропаганды нацистской символики или атрибутики.
Методические рекомендации
Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде. Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект): среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:
установки, предубеждения родителей;
взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);
влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.
стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе; Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:
представления, установки подростков;
индивидуально психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
эмоциональные особенности (состояние психического напряжения) Основные задачи профилактики экстремизма:
Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;
Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористическог акта. При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:
Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения; · Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:
- дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально- экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально- нравственное насилие);
— «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
— дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект. При организации профилактической работы важно учитывать социально- экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» — «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:
- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
— создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
- разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
При изучении таких школьных предметов, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), обществоведение, использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. «Литература», «История» помогут обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру, и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как: · чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;
толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;
способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;
осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.
уважения прав других людей иметь разные точки зрения;
умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Основными мероприятиями могут быть:
- координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в учреждениях образования;
- организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;
- проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях;
— проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;
— организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся;
- оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся. Педагогическим коллективам важно активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Следует организовать работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе. Работа с детьми и подростками по формированию правовой компетентности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей. Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье. Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей и молодежи в образовательном учреждении необходимы:
системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности учащихся;
обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;
поддержка школьного самоуправления, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);
анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, социальными педагогами.
Психолого-педагогическое просвещение родителей и обучающихся
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Примерная тематика занятий:
Приоритетные задачи и рассматриваемые проблемы.
Молодежные субкультуры.
Формирование у родителей общих представлений о понятиях «молодежные неформальные объединения», «молодежные субкультуры», «деструктивные молодежные объединения».
Повышение компетентности родителей по проблемам молодежных субкультур, профилактике вовлечения подростков в объединения деструктивной направленности.
Преступления и наказания.
Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми.
Правонарушения несовершеннолетних.
Психолого-педагогические основы проявления агрессии у детей и профилактика экстремизма в подростково- молодежной среде 9. Развитие представлений родителей о психолого-педагогических аспектах проявления форм агрессии.
Профилактика социальной агрессии, вандализма в детско-подростковой и молодежной среде.
Закон и ответственность. Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми.
Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности.
Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности.
Терроризм и экстремизм Информирование родителей о понятии терроризм, экстремизм.
Ознакомление родителей с основными составляющими формирования у подростков твердой жизненной позиции.
Обсуждение проблемы занятости подростков во внеурочное время с целью профилактики негативных проявлений в поведении.
Признаки, которые могут указывать на наличие взрывного устройства, других опасных предметов
- присутствие проводов, небольших антенн, изоленты, шпагата, веревки, скотча в пакете, либо торчащие из пакета;
- шум из обнаруженных подозрительных предметов (пакетов, сумок и др.). Это может быть тиканье часов, щелчки и т.п.
- наличие на найденном подозрительном предмете элементов питания (батареек);
- растяжки из проволоки, веревок, шпагата, лески;
- необычное размещение предмета
ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ БЕСХОЗНЫХ ПРЕДМЕТОВ?
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО! никогда не трогайте подозрительные предметы или оставленные кем-то вещи!
-террористы могут установить взрывные устройства в самых неожиданных местах: на дорогах, жилых домах, на транспорте, в общественных местах, припаркованных автомобилях;
-совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства;
-при обнаружении такого предмета немедленно сообщите об этом водителю, любому работнику милиции;
-заходя в подъезд, обращайте внимание на посторонних людей и незнакомыепредметы. Как правило, взрывное устройство в здании закладывают в подвалах, на первых этажах, около мусоропровода, под лестницей;
-будьте бдительны и внимательны. Заметив подозрительных предмет, НЕ ПОДХОДИТЕ И НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ к нему;
-ПОМНИТЕ! Внешний вид предметов может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д.;
-НЕЛЬЗЯ принимать самостоятельно никаких действий с предметами, похожими на взрывные устройства, т.к. это может привести к их взрыву;
-НЕМЕДЛЕННО сообщите о находке в милицию по телефону 102!
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!
ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ЗНАНИЯМИ С ДРУЗЬЯМИ И ОДНОКЛАССНИКАМИ И ВЫ СТАНЕТЕ СИЛЬНЕЕ ПЕРЕД ЛИЦОМ ВОЗМОЖНОЙ ОПАСНОСТИ!
КАК ВЫЯВИТЬ ТЕРРОРИСТА?
Террористы, как правило, действуют скрытно, стараясь не попадаться на глаза ни правоохранительным органам, ни простым гражданам. Но их деятельность вполне может показаться необычной или подозрительной.Если признаки странного поведения не находят естественного объяснения, немедленно сообщите об этом!
Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы этих людей, отличительные черты их лиц, одежду, имена, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д. Не пытайтесь их останавливать сами!
На что необходимо обращать внимание:
Ни в коем случае не принимайте от незнакомых лиц никаких подарков, не берите вещей с просьбой передать другому человеку.
ПАНИКА В ТОЛПЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ?
Как только почувствовали волнение и первые признаки зарождающегося конфликта, осмотритесь и выберите наиболее короткий маршрут к безопасному месту.
· Сохраняйте выдержку и спокойствие.
· Выбираясь из агрессивно настроенной толпы, старайтесь ни с кем не встречаться взглядом, ни в коем случаене вступайте в словесные перебранки, не реагируйте на реплики в свой адрес.
· Двигаясь в толпе, пропускайте вперед детей и стариков, успокаивайте людей.
· Разговаривайте внятно и громко.
· Оказавшись в давке, согните руки в локтях и прижмите их к бокам, защищая бока от сдавливания, пальцы сожмите в кулаки. Попытайтесь сдерживать напор спиной.
· Застегните одежду на все пуговицы, а ненужные и громоздкие вещи лучше выбросите.
· Не следует жаться к зданиям, зеркальная витрина супермаркета запросто может разлететься на тысячи осколков, до крови поранив окружающих.
· Помогайте подняться сбитым с ног.
· Если сбили Вас, встаньте на колено и, упираясь в пол руками, резко оттолкнитесь, рывками выпрямляя тело.
· Обходите группы наиболее возбужденных подростков, как правило, они способны на самые отчаянные поступки.
свернуть