Профилактика насилия и жестокости в семье, преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Профилактика насилия и суицида среди несовершеннолетних

развернуть

Памятка "Внимание, родители!"

развернуть

Будьте бдительны, старайтесь быть ближе к своим детям, владеть информацией о том, чем увлекается Ваш ребенок, с кем и как проводит свободное время.

Необходимо обращать внимание на резко изменившееся поведение ребенка, а именно если он:

  1. Ведет взрослые разговоры об интимной жизни;
  2. Приобретает вещи и предметы, которые ранее ему не могли позволить родители, законные представители (мобильные телефоны, планшеты и т.д.);
  3. Увеличивается количество общений по средствам мобильной связи и Интернета, с лицами, не являющимися его сверстниками;
  4. Появляются денежные средства, в том числе и на средствах мобильной связи от посторонних лиц, происхождение которых ребенок не может объяснить либо явно врет;
  5. Отказывается продолжать ходить на частные занятия, резко меняет свое отношение с положительного на негативное, в отношении лица которое проводило занятия, при этом не может объяснить причину своего поведения;
  6. Отказывается либо пытается избежать прохождения планового медицинского обследования;
  7. Старается больше времени проводить на улице, в кругу друзей, в общении со взрослыми становится замкнутыми;
  8. Боясь взрослых, о происходящем насилии рассказывает «про секреты» своим близким друзьям, жалуется на боли половых и внутренних органов.

В случае выявления фактов посягательства на половую неприкосновенность ребенка необходимо обратиться в органы внутренних дел. Не разглашение случившегося, замалчивание таких фактов взрослыми, ведет к безнаказанности преступника и дает ему возможность совершать аналогичные преступления в отношении иных несовершеннолетних

свернуть

Правила поведения для детей

развернуть
Правило пяти «Нельзя!»:
  • Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
  • Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
  • Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.
  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки или угощения и соглашаться на их предложение пойти с ними даже, если очень интересно.
  • Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
  • А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину? Все равно скажи «Нет!».
  Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать.
Но как быть, если взрослый очень настойчив?
   Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»
Ответ один - «НЕТ!». Придя домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.
 
Правила поведения в собственном доме (своей квартире):
  • Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека.
  • Если без вызова пришел сантехник или электрик, а из взрослых дома никого нет, позвони сначала им. Не впускай его, пока родители или кто-то из знакомых взрослых не придут. Даже если дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, лучше позвони родителям и узнай, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у хорошо знакомых соседей.
  • Когда почтальон приносит посылку, телеграмму или счет, за них нужно расписаться. Сделать это могут только взрослые.
  • Будь внимателен, выходя из квартиры.
  • Перед выходом из квартиры посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.
  • Даже если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.
  • Будь внимателен, входя в квартиру.
  • Прежде чем открывать ключом дверь, убедись, что поблизости никого нет.
  • Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место и позвони, чтобы тебя встретили родители, или попроси помощи.
 Правила поведения в подъезде
  • Перед тем как войти в подъезд, обрати внимание, не идет ли кто-то следом за тобой.
  • Если ты заметил, что за тобой кто-то идет, не подходи к подъезду, а погуляй немного на улице. Если незнакомец все еще продолжает идти следом, позвони родителям или расскажи о нем любому взрослому, идущему навстречу.
  • Если в доме есть домофон, набери номер своей квартиры и попроси родителей тебя встретить.
  • Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и  дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых знакомых жильцов дома.
  • Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
  • При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.
 Правила поведения в лифте
  • Перед тем как войти в лифт, убедись, что на площадке нет постороннего, который может зайти вслед за тобой.
  • Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, нс входи в кабину.
  • Если незнакомец все-таки зашел за тобой в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.
  • Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.
  • Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома
  • Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушел нападавший.
  • Если все-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам: если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему  рассказать все родителям или милиции, не плачь, сохраняй спокойствие, постарайся вовлечь насильника в разговор; если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу; если можешь защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, как есть.
Правила поведения на улице
  • Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу идущему транспорту.
  • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
  • В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
  • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение или просьбу незнакомого человека или случайного знакомого подвезти тебя.
  • Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.
  • Не ходи в отдаленные и безлюдные места.
  • В темное время иди по улице в группе людей, вышедшей из автобуса на одной с тобой остановке.
  • Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
  • Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомобиле, а тем более не соглашайся сесть в него.
  • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону дороги.
  • Всегда предупреждай родственников о том, куда идешь, и проси их встретить в вечернее время.
  • В школу или из школы желательно ходить группой.
Что делать, если к тебе на улице пристает незнакомец
  • Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.
  • Если человек не отстает от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.
  • Не жди, когда он тебя схватит.
  • Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
  • Убегай туда, где много людей.
  • Используй любые подручные средства для защиты: ручку, расческу или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
  • Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
  • Как только он ослабит хватку - убегай.
  • Если нападающих несколько (а так всегда и бывает), не позволяй зажать себя в кольцо.
  • Громко кричи «Помогите!», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь или позвонить в полицию.
  • Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.
  • Если тебя пытаются окружить, беги на дорогу. Автомобили вынуждены будут остановиться, а водитель сможет помочь отогнать обидчиков. Главное - не попасть под колеса!
  • Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо четко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулем или в салоне сидит женщина.
Правила поведения в чужом автомобиле
  • Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, которое вызвано через диспетчера.
  • Если ты все же добираешься на попутном автомобиле или остановленном на улице такси, попроси провожающих записать номер и марку автомобиля. Не садись в автомобиль с темными стеклами, а также в автомобиль, в котором уже сидят пассажиры, даже если среди них есть женщины.
  • Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать им маршрут передвижения.
  • Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси его остановить автомобиль.
  • Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то постарайся разбить окно, то есть сделай все, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.
  • Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси остановиться и выйди из машины.
  • Что нужно знать подростку (и девочке, и мальчику), отправляющемуся на вечеринку/в гости/в ресторан
  • В большинстве случаев уже одно только согласие девушки пойти в ресторан с парнем может восприниматься как то, что она понимает, чем это закончится, и согласна на это. Последующее
    сопротивление может восприниматься просто как заигрывание.
  • Помни: в большую компанию безопасно идти с надежными друзьями, во время  вечеринки не следует терять друг друга из виду, а уходить с нее надо всем вместе!
  • В начале вечеринки предупреди всех, что не уйдешь, не попрощавшись. Если ты покидаешь компанию с кем-то, скажи об этом друзьям.
  • Необходимо уйти или твердо заявить о своем отношении к ситуации, сказав решительно однозначно «Нет!».
  • Доверяй своей интуиции. Если у тебя возникает ощущение дискомфорта, не надо стесняться своей осторожности. Значит, ты не чувствуешь себя в безопасности. С такой вечеринки лучше уйти.
  • С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
  • Если ты находишься с кем-то, кто заставляет тебя чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует твои чувства или выказывает неуважение к тебе каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.
  • Если давление по отношению к тебе все-таки продолжается, не бойся шума или  скандала: несколько минут смущения лучше риска изнасилования.
  • Помни: пьяному человеку труднее быстро сориентироваться в происходящем и предотвратить насилие. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвым!
  • Не пользуйся в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попроси провожающего тебя записать номер и марку автомашины.
  • Если есть возможность у кого-то из ваших знакомых встретить или забрать тебя с вечеринки, воспользуйся ею. Это придаст тебе большей уверенности, и ты сможешь лучше контролировать свои действия.
  • Нет совершенно верных способов защиты от потенциального насилия. Но существуют тревожные знаки, которые могут насторожить: например, неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Тебе следует проявить осторожность, если кто-то:
  • находится к тебе слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который ты при этом испытываешь;
  • пристально смотрит на тебя, демонстративно разглядывает;
  • не слушает того, что ты говоришь, игнорирует твои чувства;
  • ведет себя с тобой как хороший знакомый, хотя это не так.
  • Обращая внимание на подобные знаки, ты можешь уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других людных местах (в кино, на дискотеке, в компании друзей или знакомых).

При этом, если у тебя есть отношения с кем-либо, нужно понимать: в нормальных здоровых отношениях обе

  • стороны уважают личные права и границы другого;
  • необходимо отказываться от половых отношений с тем, кто отказывается использовать соответствующее предохранение;
  • не все ведут половую жизнь; многие подростки готовы подождать, это совершенно нормально.
свернуть

Как уберечь ребенка от сексуального насилия?

развернуть

Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.

Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать: «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать, об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и

подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

свернуть

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

развернуть

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

 

Проблема предотвращения всех видов насилия над детьми актуальна во всем мире. И особенно это касается сексуального насилия, относящегося к наиболее тяжелым психологическим травмам.

Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго.

Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних - сложная социально- правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов, психологов, правоохранительных органов и родителей.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на проблему высокого уровня латентности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, что связано как с поведением самой жертвы, так и со сложностями до» взывания сексуальных преступлений, которые становятся предметом судебных разбирательств крайне редко. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются все новые и новые разновидности психологического и духовно- нравственного насилия над детьми с сексуальным подтекстом.

Данные методические рекомендации направлены на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют определенные тревожные знаки, которые следует знать, и определенные правила поведения, которых следует придерживаться для снижения угрозы насилия.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ
ПОЛОВОЙ 
НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ
СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
   

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.

 К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:

1) изнасилование (ст. 166 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК));

2) насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

3) половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);

4) развратные действия (ст. 169 УК);

5) понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК);

6) использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией (ст. 171 УК);

7) вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией (ст. 171-1 УК).

В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних.

Среди них:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;
  • Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь;
  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
  • Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;
  • Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-3;
  • Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;
  • Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХП;
  • О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;
  • Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г.№ 94-3;
  • Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно- трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;
  • Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    30 декабря 2024 г. № 1055 "О признании детей находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите" и др.

Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь.

Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей.

При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовлечение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексуально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция и т.п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия все равно признается принудительным и незаконным, поскольку считается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информированное согласие на участие в сексуальном взаимодействии.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

  1. не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
  2. может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
  3. не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий
 

На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать: «Нет!».

Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.

Миф I. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.

Это неверно.

Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст — 9 лет.

Миф 2 Сексуальное насилие совершается только над девочками.

Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних.

Миф 3 Сексуальное насилие случается только один раз.

Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Миф 4 Дети соблазняют взрослых.

Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.

Миф 5 Только половой акт наносит ущерб ребенку.

Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальнейшем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.

Миф 6 Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.

Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.

Миф 7 Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.

Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (родители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знакомые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репетиторы, няни, различные помощники по дому).

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

  1. патриархально-авторитарный уклад;
  2. плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
  3. конфликтные отношения между родителями;
  4. мать ребенка чрезмерно занята на работе;
  5. ребенок долгое время жил без родного отца;
  6. вместо родного отца отчим или сожитель матери;
  7. мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
  8. родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  9. родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  10. мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п.

   Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только в неблагополучных семьях.

К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступления, могут также относиться:

  1. лица, в семье которых имеются душевнобольные либо родители, страдающие алкоголизмом или наркоманией;
  2. подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алкоголь и наркотики;
  3. лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные проступки;
  4. лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;
  5. лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;
  6. лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;
  7. лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты;
  8. лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.
свернуть

Как уберечь ребенка от беды?

развернуть

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО:

НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой насильственных преступлений.

ГОТОВ совместно с правоохранительными органами добиваться заслуженного наказания за совершение насильственных преступлений в отношении детей и подростков.

 Для этого ребенку нужно усвоить  «Правило пяти «НЕ»

  •  НЕ  разговаривать с незнакомцами;
  •  НЕ  впускать их в дом;
  •  НЕ  заходить с незнакомыми людьми в лифт или подъезд;
  •  НЕ  садится в машину к незнакомцам;
  •  НЕ  задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

 

Научите ребенка на просьбы посторонних людей отвечать: «Нет». Пусть заучит несколько фраз: «Спасибо, но мне родители запрещают ходить в гости к незнакомым», «Извините, но я никуда не пойду», «Отстаньте от меня, а то я буду кричать». Потренируйтесь с ребенком, разыграв разные ситуации.

 Что вы можете сделать сами:

  1. Никаких контактов с «группой риска»

Группа риска – алкоголики, пьяницы, наркоманы, судимые и т.д., даже если это соседи по подъезду или дальние родственники. По статистике, примерно треть насильников, ранее были судимы. Оградите своего ребенка от общения с ними!

 2. На детях не должно быть вызывающей одежды и дорогих украшений 

Внешний вид девочки может спровоцировать насильника на нападение. Даже если ушки вашей маленькой дочки уже проколоты, совсем не обязательно играть на улице в дорогих сережках. То же самое относится и к школе, вряд ли кольца на пальцах и золотые украшения в ушах помогают успеваемости, а вот привлечь внимание преступника могут, ведь ваш ребенок для него легкая добыча.

 3. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье?

К сожалению, такие случаи имеют место. Довольно часто взрослые, чей ребенок пострадал от насилия в родном доме, стараются «не выносить сор из избы», боясь излишнего внимания  со стороны окружающих,  не желая привлекать к ответственности насильников, к которым испытывают родственные и не только родственные чувства. Домашние насильники (отцы, дяди, отчимы) в большинстве случаев остаются безнаказанными, поскольку до заявления в правоохранительные органы, дело не доходит. В таких случаях ребенок, не получив поддержки от родных, которые могли бы его защитить, живет с этой болью всю жизнь. 

Не предавайте своих детей! Подумайте и о том, что человек, совершивший преступление в отношении вашего ребенка и оставшийся безнаказанным, может сделать это еще раз. Обратитесь  со своей бедой в правоохранительные органы, которые смогут пресечь его преступные действия.

свернуть

Консультация врача "Сексуальное насилие"

развернуть

Жестокое обращение с детьми является проблемой во всем мире.

Однако, в мире ежегодно погибают тысячи детей и взрослых не от преступников на улице, а от близкого и родного человека в семье. Эта проблема затрагивает различные слои общества и привлекает внимание не только правоохранительных органов, социологов, психологов, педагогов, но и медицинских работников: психотерапевтов, психиатров, педиатров, гинекологов, сексопатологов.

Одним из видов жестокого обращения с детьми является сексуальное насилие.

Сексуальное насилие над ребенком – это насилие взрослого или старшего подростка над ребенком с целью сексуальной стимуляции. Подростки, совершающие такие действия, делают это с целью получения какого-то сексуального опыта; иногда под действием алкоголя или наркотиков, с психическими расстройствами. Могут совершать сексуальное насилие в отношении ребенка, находящегося в беспомощном состоянии, страдающего неврологическими, психическими расстройствами, нарушениями со стороны слуха, зрения.

Взрослые, имеющие сексуальные перверзии, также представляют для детей опасность.

Под сексуальным насилием подразумевается вовлечение ребенка в сексуальные действия, направленные на физическое удовлетворение человека, осуществляющего насилие, или на извлечение им прибыли. К формам сексуального насилия над ребенком относится предложение или принуждение несовершеннолетнего к сексуальным действиям, демонстрации гениталий, порнографии, сексуальный контакт с ребенком, физический контакт с гениталиями, рассматривание наружных половых органов ребенка без физического контакта, использование ребенка для производства детской порнографии.

Сексуальное насилие, как любой другой вид жестокого обращения, имеет свои последствия. У ребенка возникают: чувства вины, самообвинения, ночные кошмары, бессонница, страхи, связанные с воспоминаниями. В том числе могут возникать страхи каких-то объектов, вещей, мест, запахов, посещений врача и много чего другого. У ребенка может появиться неадекватная самооценка, сексуальные расстройства, хронический болевой синдром, соматические расстройства, посттравматическое расстройство, тревожность, депрессии, самоповреждение, суицидальные мысли, суицидальные действия и другие психические расстройства.

Сексуальное насилие имеет свои признаки, на которые необходимо обратить внимание родителям, воспитателям, учителям и т.д. Во-первых, ребенок становится замкнутым, с трудом идет на контакт, что раньше было ему не свойственно. Был энергичным, отзывчивым, а стал скрытным, застенчивым. В силу своего возраста не умеет выражать чувства, блокирует их в себе. При этом испытывает стыд, смущение, замешательство.

Во-вторых, отмечаются нарушения со стороны поведения. Своего рода регресс поведения, которое не соответствует его возрасту, возврат на несколько лет назад. Например, может мочиться в постель, в белье, становится капризным, плаксивым, агрессивным без видимых причин.

В-третьих, появляются расстройства сна. Дети отказываются оставаться одни в комнате, плачут перед сном, не могут уснуть, во сне испытывают кошмары. Если это длится без видимых причин неделю и больше, следует обратить внимание и установить, с чем это связано.

В-четвертых, у детей, перенесших сексуальное насилие, возникают подозрительные игры. Ребенок неосознанно воссоздает картину случившегося во время игры с другими детьми или игрушками. Игры ребенка приобретают явный сексуальный оттенок. Обращает на себя внимание то, что дети не могут объяснить, почему игра имеет такую или иную форму.

Еще один признак, на который нужно обратить внимание. У ребенка появляется нездоровая и необъяснимая реакция на определенные места и на конкретных людей, ребенок проявляет настойчивое нежелание находиться в привычном для него месте. Это может быть дом, квартира, школа, двор, парк, детская площадка и т.д. или с конкретным человеком. Пытается убежать, спрятаться, плачет, кричит или наоборот, впадает в ступор, в оцепление.

Следующий признак – это телесные повреждения. Насильник редко оставляет следы на теле ребенка. Но все же могут быть: боль, кровотечения или выделения, изменения цвета слизистых, кожи в области рта, влагалища, ануса (заднего прохода). Может быть боль при мочеиспускании, дефекации; синяки вокруг наружных половых органов; синяки или следы прикуса на шее и других местах.

Нормы сексуального поведения для ребенка. Различают адекватное и неадекватное возрасту сексуальное поведение малыша. Нормальное сексуальное поведение ребенка 0 – 5 лет:

- использование ребенком простого образного детского языка при описании интимных частей тела человека или аналогичных мест на поверхности куклы или игрушки;

- проявление интереса откуда берутся дети;

- касание и исследование своих интимных мест, проявление интереса к устройству своего тела.

Условия, которые нужно соблюдать при самом первом разговоре с ребенком о том, что случилось:

1. Безопасность. Ребенок должен чувствовать себя во время беседы в безопасности. Для разговора необходимо выбрать время, чтобы ни ребенок, ни родитель никуда не спешили. Вначале беседы следует оговорить то, что ответы должны быть честными, что ребенку ничего не угрожает, никаких негативных действий не последует.

2. Ребенку задают вопрос о том, была ли нарушена его сексуальная неприкосновенность. В речи используются простые слова и выражения, доступные его пониманию: «Прикасался (просил, собирался) или производил какие-нибудь действия кто-то с твоими интимными местами?»

3. В случае отрицания или отмалчивания, необходимо попросить ребенка объяснить причину изменения его поведения. Ребенок должен понять, что разговор ведется в связи с изменившимся его поведением.

4. Сохранить секрет. Насильник часто берет обещание у ребенка сохранить в тайне все то, что происходило. Возможно и запугивание ребенка. Необходимо объяснить ребенку, что существуют ситуации, когда раскрыть тайну – это нормально, подчеркнуть, что ребенок от этого не пострадает.

5. Поддержка. Необходимо убедить ребенка, что цель этой беседы – уберечь и помочь ему в опасной ситуации. Во время беседы нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием.

В случае сексуального насилия дети редко врут, так как им угрожает расплата за несоблюдение тайны.

Важное значение для предупреждения сексуального насилия имеет правильное половое воспитание, формирование у детей знаний о взаимоотношениях полов, об общественно-безопасных формах поведения в различных ситуациях.

Проводимые разъяснительные беседы должны быть направлены на выработку у детей стратегии во время угрожающих жизни и здоровью ситуациях. Необходимо формирование навыков безопасного поведения. Например, детей учат не открывать дверь квартиры посторонним, не знакомиться в подъездах, не поддаваться уговорам, не садиться к незнакомым в машину и т.д.

Сексуальное насилие оставляет у ребенка неизгладимый след: насилие, пережитое в детстве, приводит к отдаленным последствиям и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Подобный травматический опыт будет формировать специфические семейные отношения и «запускает» особые жизненные сценарии. Травматический опыт приводит к затруднениям в развитии детей и снижает их самооценку.

Детям, которые подверглись сексуальному насилию, свойственны подозрительность и недоверие к людям. Все они отличаются низкой самооценкой, в основе которой лежит переживание стыда и вины.

У детей – жертв сексуального насилия, вне зависимости от пола встречаются нарушения сексуальной ориентации, чаще это бывают гомосексуальные отношения.

Для некоторых характерно сексуально-агрессивное поведение по отношению к сверстникам или сестрам-братьям. Это поведение напоминает поведение взрослого насильника.

Долг родителей – защищать и оберегать детей, научить их не попадать в опасные ситуации и как себя вести, если это все же произошло.  

свернуть
поделиться в:
Ещё в этом разделе