Профилактика суицидального поведения у учащихся.
Рекомендации и Советы родителям
Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию.
Существуют определенные ситуации, которые могут сыграть роль стрессоров (негативных раздражителей) и способствовать суицидальным проявлениям у подростков и молодых людей. Среди них встречаются:
- Серьезные проблемы в семье
- Отвержение сверстниками
- Смерть любимого или значимого человека
- Разрыв романтических отношений
- Межличностные конфликты или утраты значимых отношений
- Проблемы с дисциплиной или законом
- Давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушающему поведению других
- Длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы
- Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении
- Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам)
- Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки)
- Заражение болезнями, передающимися половым путем
- Серьёзные телесные болезни
- Чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы
Любые изменения в поведении, словесные и эмоциональные признаки следует принимать всерьёз!
К ним относятся:
Поведенческие признаки:
- Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно, отдаляющие от близких людей
- Потеря интереса к обычным видам деятельности
- Внезапное снижение успеваемости
- Необычное снижение активности, неспособность к волевым усилиям
- Плохое поведение в школе
- Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе
- Шрамирование
- Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в беспорядках
- Пренебрежение внешним видом
Эмоциональные признаки:
- Амбивалентность
- Беспомощность, безнадежность
- Переживание горя
- Признаки депрессии
- Рассеянность или растерянность
- Чрезмерные опасения или страхи
- Чувство собственной малозначимости
- Вина, стыд, или ощущение неудачи, поражения
Словесные признаки:
- Уверения в беспомощности и зависимости от других
- Разговоры или шутки о желании умереть
- Двойственная оценка значимых событий
- Медленная маловыразительная речь
- Сообщение о конкретном плане суицида
- Высказывания самообвинения
- Прощание
Если вы заметили в поведении ребёнка или подростка суицидальные признаки:
- Информируйте социально-педагогическую и психологическую службу.
- Не осуждайте чувства, не «запрещайте» ребенку чувствовать, что бы то ни было - злость, отчаяние… Чувства, проявленные в разговоре, встретившие принятие другого человека, становятся менее интенсивными, перестают причинять столь сильную боль, следовательно, ребёнок, чьи чувства выражены и приняты, становится менее импульсивным.
- Не обесценивайте переживания. Вместо того, чтобы говорить ребенку «Да ладно, не плачь!», «Что ты так сильно из-за этого переживаешь», «Как ты смеешь так злиться!», «Сам/а виноват/а!» и что-то подобное, помогите ему понять, что он чувствует.
- Направляйте разговор в сторону душевной боли, а не от неё. Ребёнок хочет рассказать вам о личных и болезненных вещах, которые трудно услышать большинству людей.
Во многих случаях решения просто не существует, и ваша роль заключается в том, чтобы оказать дружескую поддержку, выслушать, быть с ребёнком, который страдает. Предоставление времени, внимания и заботы может показаться недостаточным. Люди в состоянии горя, находящиеся в ситуации, кажущейся безвыходной, могут заставить вас чувствовать себя беспомощными и глупыми. НО вы не должны обязательно выработать какое-то определенное решение, немедленно изменить жизнь или даже спасать её.
И последнее. Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего.
Но будьте рядом!