Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска
Государственное учреждение образования
Средняя школа №19 г. Витебска
Борьба с коррупцией в Республике Беларусь является важнейшей государственной задачей. Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь 15.07.2015 № 305-З “О борьбе с коррупцией”.
Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии - поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах.
По мере развития человеческого общества и смены общественно-экономических формаций коррупция перестает быть только нравственной проблемой. Она начинает проникать во все сферы общественного бытия, в органы управления государством, в том числе политику.
Во второй половине XX века коррупция становится международной проблемой. Подкуп транснациональными корпорациями высших должностных лиц приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих других государств.
Впервые о коррупции во властных структурах открыто заговорили в 1990 году, когда президент Пакистана отправил правительство в отставку в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности.
Являясь глобальной проблемой современности, проблема коррупции в той или иной степени существует и в Республике Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению.
Коррупция подрывает доверие народа к власти, порождает философию «мздоимства», дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, потворствующих масштабным злоупотреблениям и преступности.
В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:
- разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;
- разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;
- создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;
- образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров;
- использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Соглашаясь на зарплату в конверте сегодня, задумайтесь, что будет завтра?
Вопросу выявления и пресечения схем уклонения от уплаты налогов, в том числе злоупотреблений при выплате заработной платы, налоговыми органами уделяется особое внимание. Наряду с проведением комплекса контрольно-аналитических мероприятий, направленных на недопущение выплат заработной платы «в конвертах», проводятся мероприятия профилактического характера, направленные на разъяснение и информирование плательщиков о негативном влиянии таких правонарушений на качество жизни самих граждан.
Цель такой работы - не только предупредить нанимателя об ответственности, которую он понесет в случае нарушения законодательства, но и донести до каждого гражданина о последствиях для него лично. Он должен понимать, что, соглашаясь на зарплату «в конверте» в обход уплаты положенных социальных отчислений и подоходного налога, такой человек обрекает себя на жизнь «вне правил».
Мотивируя работника на выплату зарплаты «в конверте», наниматель в качестве аргумента приводит, что без уплаты налогов сумма заработной платы будет больше, чем официальная. При этом наниматель умалчивает, что сам работник лишается многих прав и социальных гарантий, предусмотренных трудовым и иным законодательством. А сам недобросовестный работодатель таким образом пытается снизить издержки на оплату труда, суммы платежей в бюджет Республики Беларусь, в то время как законопослушный наниматель обеспечивает поступления в бюджет отчислений из заработной платы в полном объеме.
В адрес Министерства поступает достаточно много обращений с жалобами на недобросовестных работодателей. Среди них есть и анонимные. И все они получают соответствующую правовую оценку и реакцию со стороны налогового органа.
свернутьПАМЯТКА "ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?"
В настоящее время, сюда следует добавить и выгоды имущественного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Взятки условно делятся на явные и завуалированные.
Взятка явная – взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.
Взятка завуалированная – ситуация, при которой и взяткодатель, и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗЯТКОЙ?
Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость.
Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
Уголовная ответственность грозит не только за получение, но и за дачу взятки.
свернуть