Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска
Государственное учреждение образования
Средняя школа №19 г. Витебска
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.
Семья -общечеловеческая ценность.
Семья -важнейший институт социализации подрастающих поколений.
Семья -малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.
Главное назначение семьи- воспитание детей.
Каковы функции и задачи развивающей деятельности современной семьи?
Главными функциями семьи являются:
*воспитательная;
*оздоровительная;
*духовно-нравственная;
*познавательно-образовательная;
*бытовая;
*трудовая;
*культурно-просветительная;
*досугово-творческая;
*стимулирующая самостоятельный опыт личности;
*охранно-защитная.
Главные задачи семейного воспитания это:
* гармоническое развитие ребенка;
* забота о здоровье детей;
* помощь в учении;
* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
*помощь в социализации личности;
* формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
*половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:
*климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
*режим семейной жизни;
Семья является фактором социализации личности. В семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей.
Поэтому особенно следует проанализировать то, как и какие потребности детей, удовлетворяются в семье. Потребность предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия и развития ребенка.
Существует иерархия различных потребностей человека. Физиологические потребности (есть, пить, спать и пр.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, всегда выступают на первый план. Где, как не в семье может ребенок их удовлетворить. Только родители на протяжении всего периода детства (особенно на более ранних этапах) могут обеспечить ребенку нормальное питание и сон.
За ними следует потребность в безопасности (физической и психологической). Ребенку в своей жизни часто приходится сталкиваться с внешним миром: с его необычностью, новизной й опасностями. При взаимодействии с другими людьми, взаимоотношениями, правилами и т. п., он может оказаться в сложной ситуации. В такие моменты ребенку необходимо спрятаться в некой психологически безопасной, комфортной нише, роль которой должна выполнять семья.
Удовлетворение этой потребности создает возможность для развития потребности в общении, привязанности, любви. Именно заботливое и чуткое отношение родителей становится источником удовлетворения этой потребности.
Если потребности этих трех категорий удовлетворяются, то в поведении могут возникнуть новые черты.
Физически крепкий ребенок, которому не угрожает опасность, его любят, начинает исследовать окружающий мир. И здесь важна поддержка родителей: поощрение любознательности, креативности, предоставление свободы действий и информации об интересующем объекте или явлении. Эта потребность в исследовании очень быстро перерастает в потребности в информации и знаниях и в эстетические потребности (в порядке, справедливости, красоте, симметрии). Родители для их удовлетворения могут обеспечить ребенку увлекательные игры, походы в кино, театры и на выставки, приобщить ребенка к семейным ценностям и традициям.
Соблюдение семейных традиций и ценностей – прямой путь к внутреннему благополучию, к прекрасному душевному и физическому состоянию. Даже за пределами дома человек будет поступать согласно установленным в его сердце ценностями. В реальности они могут быть не только положительными, так как далеко не в каждой семье царит достойная атмосфера. Поэтому важно каждому родителю создать обстановку любви и добра для воспитания социально активной и зрелой личности.
Важно, чтобы ценности были едиными между каждым членом семьи. Приложите все усилия, чтобы они соответствовали высоким нравственным нормам.
Есть еще одна более глубокая потребность, — потребность познать самих себя и доискаться до смысла своего существования, до определенного места, которое они занимают в социальной группе, во всем обществе и, наконец, во Вселенной». Удовлетворение такой потребности тесно связано с развитием чувства самоуважения. Эта потребность может выражаться как в погоне за общественным одобрением и признанием, так и в желании быть независимым и свободным. Этот вид потребности зависит от того, как развивалось чувство самостоятельности у ребенка. Самостоятельность для него — «это умение и желание действовать, в жизни так, как подсказывает собственный, личный опыт, воплотивший в себе социально-ценные, одобряемые и усвоенные им программы и нормы поведения». Именно взрослый для ребенка — эталон, носитель общественных норм и образцов поведения.
Помните, что семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для детей единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.
Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается.
Ни для кого не секрет, что воспитание культурного человека не только успешно обучающегося и образованного, сколько нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества. Использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью.
В настоящее время это сложно. Хаотичные явления в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.
Первый урок нравственности – безнравственности дети получают в семье. Потребительство, злоба, жадность, безразличие формируют нравственную сторону жизни маленького человека, переступающего порог социума.
Воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом. Это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет в разрез с принятыми в обществе моральными устоями.
В семье должны придерживаться одних и тех же требований.
1 Каждый ребенок, должен знать, что его любят. Если нет – он не будет уважать своих близких и вообще людей.
2 Ребенок должен жить в атмосфере искренности и правды иначе дисциплина и долг, деликатность и порядочность не будут привиты.
3 Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение. Разъяснять, не обсуждая личности, а анализируя ситуацию.
4 Исключение из обращения безнравственных приемов наказания ребенка. Наиболее возможно порицание – резкая оценка действий без оскорблений.
5 Закон понимания можно, надо, нельзя. Иначе – отношение к своим желаниям как к чуду и требование его выполнить.
6 Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага с ней связанные. Свой пример всегда полезней.
7 Культивировать в семье положительные привычки. Не словом, а делом. Если приучаете ребенка не курить, то и сами бросьте вместе с ним. Конечно, проще запрещать, но попробуйте быть под запретом вместе.
8 Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительно. Ребенок должен знать сочувствие, переживание, доброту и любовь. Ведь это основные качества в семейных отношениях.
9 Максимально оградить от общения с безнравственными людьми, так как важнейшим методом овладения знаниями, опытом, умениями у детей является имитация. Поэтому родители должны продумывать и контролировать каждый свой шаг и поступок, чтобы не стать примером безнравственности.
Соблюдайте основные правила семейного воспитания
Помните, дети чувствуют проявление любви по отношению к ним, и ее недостаток может сильно отражаться на их будущей жизни, самооценке и становлении в обществе. Между супругами должно царить единство, и важно, чтобы ребенок это видел и понимал свое место в семье, понимал, что его принимают и любят оба родителя
Ни в коем случае не обсуждайте в негативном свете других людей при ребенке. Он отлично все запоминает, перенимает и даже повторяет. Поэтому поведение ребенка – это зеркальное отражение поступков и слов родителей. Не стремитесь построить собственное счастье на чужом несчастье. Ели вы позволяете себе негативно высказываться, унижать кого-то, высмеивать чужие недостатки, обманывать или приукрашивать ситуацию в присутствии ребенка, чего вы ждете от его поведения в дальнейшем?
У каждого члена семьи своя роль, поэтому важно ее знать и соблюдать. Хотя дети занимают важное место в жизни родителей, нужно дать им понять, что они не являются королями в семье. Отношения между супругами – превыше всего, не жертвуйте временем и вниманием, которое вам следует отдавать друг другу. Сохраняйте уравновешенность. Ведите всей семьей здоровый образ жизни, вырабатывайте здоровые привычки и традиции, например, велосипедных прогулок всей семьей или походов в выходной день. Счастье и удовлетворение от жизни напрямую зависит от состоянияздоровья. Уделите достаточное внимание режиму сна, отдыху, питанию и занятиям спортом, и ваши дети последуют вашему примеру.
Проявляете взаимное уважение в семье. Проявляя это качество к престарелым родителям, вы заметите кардинальные перемены в поведении ребенка. Он с легкостью впитает такое же отношение и к вам. Важно, чтобы проявление уважения было не от случая к случаю, а постоянным.
В каждой семье есть ценности и традиции, некоторые даже передаются из поколения в поколение. Они формируют в сердце детей и взрослых ощущение стабильности и гармонии, ведь независимо ни от каких других обстоятельств запланированное мероприятие состоится.
Благодаря традициям у детей остаются яркие воспоминания о детстве и прошлом.
Дополните семейный альбом интересными подписями, делайте их с детьми и другими членами семьи, например, бабушками и дедушками. Играйте вместе! Найдите общее семейное хобби! Мастерить что-то своими руками – полезное и увлекательное занятие. Это даже может стать личным хобби. Приобщайте детей к подобным занятиям, с помощью даже элементарных поделок у детей разовьется положительное отношение к труду и работе. Готовую поделку подарите своим знакомым, родным или друзьям.
Помните, формирование семейных ценностей происходит даже в игре. Дети и не заподозрят, что вашей целью является их воспитание, они просто будут проводить с вами время и наслаждаться счастливым и беззаботным временем!
И в завершении: Воспитание - одна из главных задач школы, но воспитать только в школе невозможно. Оттого и не получается иногда целостная личность, что в школе учат «высокому», иногда оторванному от внешнего мира, а дома «приземленному», но такому нужному для выживания. Если взаимодействие родителей и школы будет носить характер союза, а не конфронтации ребенок будет высоконравственным гражданином, гордостью и образцом для подражания.
свернутьОрганизация отдыха детей и подростков предполагает комплексный подход к оздоровлению, самореализации, личностному росту, развитию потенциала, навыков и умений учащихся. В контексте этого родители должны стремиться стимулировать у школьников интерес к спорту и творческой деятельности, формировать условия для укрепления здоровья, приобретения экологических, нравственных, краеведческих знаний. Во многом это достигается при использовании спортивно-оздоровительных мероприятий. Организация отдыха детей и подростков строится на сбалансированном питании, правильном распорядке дня, сочетании творческой, физической и трудовой деятельности.
Летний отдых это долгожданный отдых и для родителей, и для детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Необходимо объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности.
Чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила:
1. Если вы занимаетесь со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы.
2. Следует помнить, что, выезжая за город или путешествуя по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.
3. Всеми силами отвлекайте ребенка от телефона, планшета и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, купайтесь, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.
4. Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 8-9 часов.
5. Следите за питанием ребенка. Мороженое, газировка в большом количестве, не принесут здоровья вашему ребенку.
6. Выбирайте только те виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка.
7. Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения.
8. Собираясь на отдых с компанией, старайтесь брать людей, которые разделяют ваши интересы. Оптимально ехать на отдых со схожим составом семьи. Одинаковые заботы, одинаковые проблемы, взаимопомощь, уход за детьми.
9. Заведите с детьми разговор о летнем отдыхе и любимом всеми занятии – купании (в реке, море, озере). Подчеркните различия между морем, рекой, озером. Напомните о знаках, запрещающих купаться. Помните: Отдых – это хорошо. Неорганизованный отдых – плохо!
Солнце – это прекрасно. Отсутствие тени – плохо!
Морской воздух, купание – это хорошо. Многочасовое купание – плохо!
Купание – прекрасное закаливающее средство.
Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.
При купании необходимо соблюдать правила:
Не разрешается купаться натощак и раньше, чем через 1-1,5 часа после еды.
В воде дети должны находиться в движении.
При появлении озноба немедленно выйти из воды.
Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.
Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч или другие игры. Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».
Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, не забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.
Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём), соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции, научат формировать стратегию поведения, особенно игры с правилами.
Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей.
свернутьСогласно проведенным в некоторых странах опросам подростки в интернете чаще всего общаются:
- с родственниками – 44%;
- с «виртуальными друзьями» – 22%;
- с незнакомцами – 33%.
Причем «виртуальные друзья» — это, как правило, тоже незнакомые люди, которым доверяют и общение с которыми носит регулярный характер. Следовательно, большая часть времени у ребят уходит на контакты с чужими людьми, поэтому виртуальный мир, как, впрочем, и реальный, может стать опасным. Специалисты выделяют четыре основных вида насилия в киберпространстве:
приставание или «обхаживание» в сети (grooming) - вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения;
насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор с целью вызвать страх и добиться подчинения (bulling);
демонстрация материалов, способных нанести психологический или физический вред ребенку;
производство, распространение и использование детской порнографии и материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми.
Груминг
Киберпространство дает возможность устанавливать контакты с детьми без ведома взрослых, что часто бывает сложно сделать в реальном мире. Преступники, охотящиеся за детьми в киберпространстве, чаще всего устанавливают контакты с ними в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Они стараются привлечь подростка вниманием, заботой, добротой и даже подарками. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и увлечениях современной молодежи. Поэтому подростки часто обращаются к виртуальным друзьям за помощью в решении возникших проблем. Как правило, это дети, которые не находят понимания у своих близких, с трудом заводят друзей в школе, во дворе, поэтому ищут общения в сети. Именно такие дети чаще всего страдают от насилия как в реальной жизни, так и в виртуальном мире.
Схема действия преступников
Взрослый может зайти в те места, где собираются подростки, включая чаты, форумы, онлайновый игры и т. д., и наблюдать за участниками и/или взаимодействовать с ними.
Он определяет потенциально уязвимых детей, которые кажутся одинокими, чем-то расстроенными, или тех, кто ищет помощи и поддержки. Злоумышленник выслушивает проблемы подростков и сочувствует им, завоевывает доверие.
После установления контакта on-line взрослый может начать убеждать ребенка или подростка перейти из публичного чата в более уединенное место. Если подросток соглашается и продолжает общение, взрослый может приступить к более интенсивному процессу обхаживания. Он начинает постепенно втягивать подростка в обсуждение интимных вопросов, показывать материалы откровенно сексуального характера, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Преступники постепенно оценивают возможность встречи с детьми в реальной жизни. Подобная тактика в дальнейшем приводит к тому, что ребенок не противится получению таких материалов и может согласиться на встречу вне сети.
Выбранный в качестве жертвы ребенок может быть вовлечен в изготовление порнографии путем отправки своих фотографий или при помощи использования веб-камер. Впоследствии это дает преступнику дополнительное средство для контроля над подростком, которому можно угрожать разоблачением перед широкой аудиторией. Кроме этого, шантажу могут подвергаться родители подростка, особенно если это ребенок из обеспеченной семьи.
ОБХАЖИВАНИЕ — ДОСТАТОЧНО ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, И ОН МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕРВАН НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ, ЕСЛИ ЗЛОУМЫШЛЕННИК ПОЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН НЕ СМОЖЕТ ДОСТИЧЬ СВОЕЙ ЦЕЛИ.
Производство, распространение и использование детской порнографии или материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми, является одним из видов насилия над детьми в киберпространстве. По данным ООН и ЮНИСЕФ: интернете постоянно действуют около 750 тысяч педофилов.
Существует способ создания детской порнографии, когда дети и подростки с помощью веб-камер, цифровых и телефонных камер изготавливают порнографические изображения самих себя, своих друзей и ровесников, а затем передают их в виртуальное пространство. Это происходит под давлением сверстников или по просьбе посторонних людей.
Детская порнография может изготавливаться вне сети, а затем циркулировать в киберпространстве. Или же производиться путем съемки сексуального насилия над ребенком в реальном времени перед живой онлайновой аудиторией с помощью веб-камер. Риск столкнуться с любой формой кибернасилия существует для детей и подростков из всех социальных слоев, неважно, пользуются ребята интернетом или нет.
Те, у кого пока нет доступа к интернету, могут стать жертвами преступников, изготавливающих детскую порнографию, или же подвергнуться преследованиям и запугиванию при помощи мобильной связи. Важно, что жертвами насилия в киберпространстве чаще всего становятся дети, страдающие от жестокого обращения в реальной жизни.
Однако в последнее время приходится слышать о случаях, когда в изготовление порно вовлекаются дети из обеспеченных и внешне благополучных семей, считающие, что участие в порносъемках модно и «круто». К сожалению, подобная «мода» приводит к тому, что подростки сами готовы изготавливать свои «эротические», как они говорят, фотографии и размещать их на своих сайтах или высылать виртуальным друзьям.
Запись сцен насилия в отношении ребенка дает насильнику власть и контроль. Она вызывает страх, который затем дает возможность эксплуатировать ребенка многими иными способами. Часто изображение насилия в отношении одного ребенка используются для того, чтобы сломить сопротивление другого ребенка, которого «обхаживают», чтобы в дальнейшем подвергнуть насилию. Во всех странах за производство и распространение детской порнографии предусмотрена уголовная ответственность. В Республике Беларусь в Уголовный кодекс в ноябре 2008 года были внесены изменения. В соответствии с изменениями, максимальный срок наказания за этот вид преступления предусматривает 13 лет лишения свободы (см. Приложение 1, Статьи 343, 3431 УК Республики Беларусь). Ответственность наступает с 16 лет.
Советы взрослым по обеспечению безопасности детей:
Помните, что запрет на пользование компьютером не даст желаемых результатов.
Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие проблемы.
Расспросите ребенка о его «виртуальных друзьях», поинтересуйтесь, для чего он использует Интернет.
Объясните ребенку, что не следует высылать виртуальным знакомым свои фотографии и личную информацию.
Попросите ребенка рассказывать Вам о любых неприятных ситуациях, связанных с общением в Интернете. Убедите его в том, что Вы не будете сердиться, чтобы не случилось.
Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи.
Составьте правила безопасного поведения в Интернете, напишите их на бумаге и прикрепите возле компьютера.
Помните, что вред, причиняемый детям и подросткам в виртуальной среде или посредством ее, представляет собой акты реального насилия и имеет последствия в реальном мире. Буллинг (от англ.) – запугивание, унижение, оскорбление, физический или психологический террор. Кибербуллинг – буллинг, осуществляемый в виртуальной среде с помощью интернета и мобильного телефона.
Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии), может быть использована агрессорами против них.
Как помочь молодому пользователю, если он уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой.
Установите положительный эмоциональный контакт с подростком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребѐнок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.
Если подросток расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату – действия самого ребѐнка, недостаточность контроля со стороны родителей или незнание несовершеннолетним правил безопасного поведения в Интернете.
Если ситуация связана с насилием в Интернете в отношении ребѐнка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю взаимоотношений с ним, выяснить, существует ли договорѐнность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, получить сведения о том, что известно обидчику о ребѐнке (имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. д.). Объясните и обсудите, какой опасности может подвергнуться несовершеннолетний при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.
Соберите наиболее полную информацию о происшествии как со слов подростка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где был молодой человек, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем она может вам пригодиться при обращении в правоохранительные органы. Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребѐнком личной информации о себе и своей семье. Также юный пользователь рискует подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам. Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребѐнком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник, чаще всего представляясь сверстником, входит в доверие к несовершеннолетнему, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей сведения, которыми потом могут шантажировать ребѐнка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед вебкамерой.
свернутьПрофилактика проблемного поведения подростков
Возраст 11-17 лет называют подростковым возрастом. В это время идет взросление ребенка, он не только интенсивно растет физически, происходят и изменения в его эмоциональной сфере. Подростковый возраст - время становления характера. Психология подростка характеризуется определенными особенностями, самые сложные с точки зрения воспитания приходятся на период кризиса подросткового возраста. В частности, в это время подросток хочет поскорее стать независимым и испытывает сильную потребность в самовыражении. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромную силу. Нередко подобные желания трансформируются во вредные привычки, которые позволяют подростку почувствовать себя взрослым.
Влияние родителей на подростка является уже не таким однозначным, как в более младшем возрасте. Подросток борется за свою независимость, отстаивая свое чувство взрослости, требуя безусловного уважения к нему как личности. Не получая признания, поддержки и эмоционального тепла от родителей, он по-своему старается противопоставить себя им. Подросток нередко именно в противовес родителям начинает совершать поступки, которые вызовут у них эмоциональную реакцию, пусть и негативную, но все же не смогут игнорировать его. Именно таким образом развивающиеся отношения с родителями, толкают подростка на употребление ПАВ и формирование других видов аддикций.
Подростковые зависимости (аддикции) разнообразны и нередко довольно устойчивы. Наиболее распространенной формой зависимого поведения в подростковом возрасте является Интернет-зависимость, и здесь уже не только зависимость от компьютерных игр, но и пристрастие к определенным социальным сетям, блогам и блогерам.
Наиболее негативными аддикциями подросткового возраста являются – химические виды зависимостей – наркомания, алкоголизм, табакокурение, которые напрямую несут вред здоровью и жизни ребенка.
Курение
Если ваш ребенок закурил, недостаточно просто прочитать ему лекцию о вреде табака. Важно показать, что жизнь без курения дает гораздо больше возможностей. Расскажите о значимых для подростка лицах (это могут быть известные ему актеры, певцы или спортсмены), которые не могли бы достичь успехов, если бы курили. Приведите и негативные примеры курения среди известных персонажей или ваших знакомых. Помогите ребенку найти спортивную секцию по душе, ведь курение и спорт совмещать сложно.
И, конечно же, будьте сами примером.
Употребление алкоголя
Родители часто недооценивают опасность употребления подростками, особенно более младшего возраста, пива и слабоалкогольных коктейлей. Тем не менее, врачи-наркологи бьют тревогу, отмечая быстрое распространение среди подростков так называемого «пивного алкоголизма». В случае если ваш ребенок употребляет алкоголь, необходим очень серьезный разговор. Попробуйте понять, что дает алкоголь ребенку – облегчает общение в компании, избавляет от робости или же это простое следование подростковой моде, является своеобразным мерилом в группе сверстников? Как и в случае с курением, здесь важно побудить подростка отказаться от алкоголя, переключив его на спортивные занятия либо другие увлечения, которые помогут его самовыражению.
Употребление наркотиков
Если у вас возникли подозрения, что ваш ребенок употребляет любые наркотические вещества, то одними разговорами здесь не обойтись. Обязательно обратитесь к врачу-наркологу как можно скорее, так как в этом вопросе промедление может быть в прямом смысле «смерти подобно».
Компьютерная зависимость
Родители подростков, проводящих практически все время за компьютером или иными гаджетами (планшет, смартфон), нередко даже рады тому, что сын или дочь проводит целые дни дома, избегая, там самым, «плохих компаний». Однако чрезмерное увлечение компьютерными играми или же общением в соцсетях таит в себе немалую опасность. Такой ребенок постепенно все больше отрывается от реального мира, утрачивая навыки социализации и взаимодействия с людьми. Займите подростка любыми делами, зовите его с собой на прогулки, запишите в секцию в соответствии с его интересами, поощряйте его встречи с друзьями. Если зависимость зашла далеко, необходимо обратиться к психотерапевту. Недооценивать пагубные последствия чрезмерной зависимости от гаджетов нельзя.
В последние несколько лет проявление аддиктивного поведения участилось среди подростков.
Современный подросток становится всё более зависимым. На протяжении долгого времени с понятием «зависимость» связывали какую-либо вредную привычку, которая разрушает не только организм человека, но и личность. Чаще всего речь шла об алкоголизме, наркомании и курении, то есть о приеме психоактивных веществ (ПАВ).
Принимая ПАВ, человек создает иллюзию удовлетворения своих потребностей и хоть на короткий миг чувствует себя счастливым. Аналогичная картина получается и тогда, когда человек пытается заполнить свою внутреннюю пустоту, убежать от навалившихся проблем с помощью какого-то одного вида деятельности, занятия, которое со временем начинает подчинять себе всю жизнь человека, усугубляя имеющиеся проблемы и формируя то же самое зависимое поведение. Рано или поздно он перестает интересоваться другими сферами жизни и все больше времени проводит за любимым занятием, отрываясь от реальной жизни.
С каждым годом увеличивается список вариантов зависимого поведения, в него входят и шопинг, и игры, и частый просмотр телевизионных программ или сериалов, и длительное прослушивание музыки низкочастотных тонов, нездоровое увлечение литературой в стиле «фэнтези», «дамскими романами» и пищевая зависимость, и т.д.
Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.
Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена.
«Любые виды аддиктивного поведения у детей – «крик о помощи», сигнал о необходимости срочного вмешательства для сохранения нормального развития психики ребёнка.»
По данным ряда исследований под воздействием аддикций чаще всего оказываются несовершеннолетние от 11 до 17 лет.
По статистическим данным различные опьяняющие вещества хотя бы раз пробовали 85% подростков. Причем у такого же процента опрошенных поставщиками наркотических средств являлись знакомые и друзья. Главной причиной возникновения аддиктивного поведения у подростков, а также привыкания к психотропным веществам является ошибочное мнение взрослых, что эту проблему должна решать наркология. На самом деле детский и подростковый алкоголизм и наркомания являются единым целым, а проблему нужно решать на психолого-педагогическом уровне при непосредственной заинтересованности и участии семьи.
Аддиктивное поведение - склонность подростка к приобретению вредных привычек, пагубная склонность к чему-либо. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить своё психическое состояние посредством приёма некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности.
Процесс употребления ПАВ, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций, принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции.
Условия возникновения аддикций:
Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.
Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:
Первопричиной такого отклонения подростков от реальности является нарушение взаимодействия ребенка с той социальной микросредой, в которой он растет и развивается. Чаще всего влияние на подростка оказывают родители, сверстники и школа. Период переходного возраста – нелегкое время, и если подросток не находит поддержки в семье, либо семейный климат нельзя назвать благоприятным, то поиски подростком истины могут привести к плачевным последствиям
Кто склонен к зависимостям (аддикции)?
Люди с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующиеся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящиеся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта.
Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение.
Наиболее частыми факторами, провоцирующими развитие зависимости являются:
Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:
Некоторые авторы выделяют дополнительные факторы риска, которые повышают вероятность возникновения аддиктивного поведения, однако самостоятельно не могут его вызвать:
Проявления аддиктивного поведения
Адаптация к условиям жизни или саморегуляция для повышения эмоционального фона и насыщенности жизни является основной целью, которую преследует аддиктивное поведение.
Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:
Первые три из указанных видов зависимостей предоставляют лёгкий и быстрый способ получить яркие положительные эмоции. Четвёртый вид зависимого поведения помогает почувствовать себя вовлечённым в нечто значительное, получить некий аналог семьи, который всецело его одобряет и поддерживает.
Степени вовлечённости подростка в пагубные влечения могут очень сильно отличаться – от редких эпизодов, не влияющих на повседневную жизнь, до тяжелой зависимости, полностью подчиняющей себе субъекта. Поэтому иногда выделяют различные степени тяжести зависимости (аддикции), самой лёгкой из которых является вредная привычка, а самой тяжелой – биологическая зависимость, сопровождающаяся изменениями в психическом и физическом состоянии.
Формировании зависимого (аддиктиктивного) поведения.
Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:
Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. В процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.
Конечно, профилактика вредных привычек у подростков гораздо результативнее, чем борьба с ними. Поэтому, начиная с малых лет, следите за тем, чем занимается ваш ребенок, проводите с ним больше времени, чаще разговаривайте по душам. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка. Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Всегда будьте примером для вашего ребёнка, ведь многие привычки ребенок берет из семьи.
Рекомендации для родителей по предупреждению развития аддиктивного поведения подростка.
•Демонстрируйте уважение к подростку как к личности, не лишайте его самостоятельности, дайте ему возможность принимать решения в тех вопросах, с которыми он вполне может справиться. Передавайте самостоятельность подростку постепенно, вместе с формированием у него чувства ответственности.
•Помогайте подростку в решении его проблем, вникайте в суть, не критикуйте и не обвиняйте, даже если он не прав, поищите выход из любой ситуации вместе.
•Поговорите с ребенком о негативных последствиях аддиктивного поведения, не используя менторского тона и угроз. Научите подростка говорить «нет», в ситуациях, когда он может столкнуться с предложением попробовать ПАВ.
•Поговорите с ребенком об уникальности и индивидуальности его личности, его жизненного выбора и ответственности за этот выбор.
•Поощряйте занятия ребенка, которые свидетельствуют о ведении им здорового образа жизни – спорт, отказ от курения, алкоголя, наркотиков.
•Будьте внимательны к тому как проводит свободное время подросток. Посоветуйте ему посетить с друзьями, интересные для них выставки, музеи, лекции по искусству и т.д.
•Контролируйте время, проводимое подростком при пользовании компьютером. Обсудите с ним, играет ли он в компьютерные игры, чем они интересны ему. Как еще он использует Интернет пространство. Посмотрите с ним вместе, интересующие его блоги. Научите ребенка критически смотреть на получаемую в Интернете информацию.
•Поговорите с подростком, обсудив тему особенностей его телосложения, помогите ему при необходимости в выборе спортивных занятий, сбалансированного здорового питания.
•Проявляйте интерес к окружению подростка, познакомьтесь с его друзьями, поинтересуйтесь их занятиями, интересами. Будьте корректны, но внимательны к проявлениям влюбленности подростка. Научите его культуре в проявлении своих чувств.
•Если Вы получили опосредованно информацию об аддиктивном поведении ребенка, не спешите делать выводы, понаблюдайте за ним. Не унижайте подростка, предложите ему помощь в преодолении аддикции.
•Если Вы наблюдаете признаки химической аддикции у подростка, то как можно быстрее обратитесь за помощью к специалистам. Помните, что при формировании наркомании, алкоголизации, Вы не сможете самостоятельно справиться с данной проблемой. Основным методом лечения аддиктивного поведения является психотерапия.
свернуть