Работая со школьниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия, требующие от них точности и синхронности движений. Например, лепить, вырезать, обводить по контуру, завязывать, складывать и т. д. Плохо развитая мелкая моторика рук и отсутствие оформленной техники движений вызывают у детей сложности, из-за которых дети порой отступают от поставленных целей, связанных с выполнением вышеуказанных действий.
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
- Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
- Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
- Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
- Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).
Формирование графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.
Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. При работе над развитием мелкой моторики пальцев рук рекомендуется выполнять следующие упражнения:
- пальчиковую гимнастику;
- массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);
- лепить из пластилина или соленого теста;
- вырезать из бумаги фигуры разной сложности;
- составлять бусы, застегивать и растегиватть пуговицы, кнопки, крючки и т.д.;
- собирать пазлы, мозаику;
- конструировать из кубиков, а также лего;
- раскрашивать раскраски;
- игра с прищепками, с палочками Кюизенера, «Танграмм»и т. д.
Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает:
- Ориентировку в собственном теле;
- Ориентировку в окружающем пространстве;
- Уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.
На этом этапе можно использовать следующие упражнения:
- конструирование, выкладывание сериационных рядов;
- пальчиковые игры;
- штриховки;
- выкладывание букв и цифр из других предметов;
- работа с мелкими предметами;
- лепка;
- аппликация;
- рисование и т. д.
Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.
- Развитие зрительного гнозиса:
- контурные изображения предметов
- перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.
- уточнение представлений о цвете, форме и величине.
- уточнение и расширение объема зрительной памяти.
- Развитие зрительного анализа и синтеза;
- Развитие зрительного восприятия и узнавания.
Четвертый этап по развитию графомоторных навыков - изобразительно- графические способности:
Развитие графомоторных навыков.
- Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
- Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.
- Рисование узоров и орнаментов,
- Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
- Рисование по клеткам предметов разной сложности.
Овладение графической символизацией.
- Работа по формированию графического образа букв (графемы).
- Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
В процессе работы в тетради или на листе бумаги у детей укрепляется мелкая моторика рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать, так чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей, подготовится к этому виду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.
При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на его успехи в графической деятельности, педагог тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям. Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.
Благодаря такой работе можно решить важные задачи:
- Способствовать интеллектуальному развитию ребенка;
- Подготовить к овладению навыком письма.
Решение данных задач, в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения. Если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.