ПАМЯТКИ
по организации учебного труда школьников по подготовке к экзаменам
1. КАК НУЖНО РАБОТАТЬ
- Перед тем, как приступить к работе, ее нужно продумать, предвидеть последствие - конечную модель - и всю последовательность рабочих приемов.
- На рабочем месте не должно быть лишнего, чтобы не искать нужное посреди ненужного.
- Все должно быть расположено в продуманном, по возможности раз и навсегда в установленном порядке.
- Если работа не идет, не нужно горячиться, лучше сделать перерыв, даже немного снизить темп работы.
- За работу никогда не следует приниматься сразу, в нее надо входить постепенно. Голова и тело потом сами заработают интенсивно.
2. РАЦИОНАЛЬНО ОРГАНИЗУЙ СВОЙ ТРУД
- Начинай работу отдохнувшим. Лучше всего обеспечивает отдых, кратковременный сон или 1,5 - 2-часовое пребывание на воздухе (игры, спорт, прогулка, физический труд).
- Прежде чем начать работу, дай себе отчет, что ты должен сделать и наметь порядок работы.
- Помни, что наиболее высокая производительность труда наступает через 20 -30 мин. после начала работы. Более сложную работу целесообразно выполнит именно в это время. Более простую и интересную - в конце. Но если ты с трудом входишь в работу, полезно начинать ее с более интересных заданий.
- До начала работы приготовь все, что понадобиться для ее выполнения.
- Первый час работай без перерыва. В последующее время делай 5-10-минутные перерывы через 40-50 минут.
- Выполненное задание убери со стола, чтобы оно не мешало.
- Если какое-либо задание не можешь выполнить сразу, не расстраивайся, отложи его, попытайся сделать через некоторое время.
3. КАК ЛЕГЧЕ ЗАПОМНИТЬ МАТЕРИАЛ
- Поставить цель запоминания. Выделить главную мысль запоминаемого материала (высказывания).
- Мысленно разбей текст на части, установи логическую связь между ними.
- В каждой части выдели главную мысль, основные положения, найди сходство и различия между ними, связь
- с ранее изученным.
- Формулировки понятий, правила при повторении не изменяй, остальной текст пересказывай своими словами.
- При повторении не заглядывай без нужды в текст, старайся воспроизвести его по памяти. Запоминание
- зависит не от количества повторений, а от осмысления усваиваемого материала.
- После работы над частями текста перескажите весь текст.
- Повторяй по «горячим следам», т.е. на следующий день после заучивания, так как забывание идет наиболее быстро в последующие дни.
- Будь внимателен! Недаром говорят: «Внимание - резец памяти, чем оно остро, тем глубже следы».
4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ШКОЛЬНИКА
- Помни, что говорить (или писать) следует на определенную тему, соблюдая ее границы, не осложняя свое высказывание лишним материалом.
- При подготовке высказывания на определенную тему определи сначала основную мысль и отбери существенные факты и сведения, которые позволяют наиболее полно раскрыть ее.
- Излагай материал логично и последовательно, т.е. устанавливая причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делай необходимые обобщения и выводы.
- При построении своего высказывания помни о том, кому оно адресовано и с какой целью, старайся использовать необходимые языковые средства для его оформления.
- Говори достаточно громко, соблюдая логические ударения, паузы, правильную интонацию.
- Письменные высказывания оформляй аккуратно, соблюдая языковые нормы.
5. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УСТНЫЙ И ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ
основные требования |
как выполнить работу |
1. Содержательным |
Продумай тему и основную мысль своего высказывания; раскрой их полно, конкретно, но неговори и не пиши лишнего. |
2. Логичным |
Следи за порядком изложения мыслей; излагай материал последовательно, доказательно; соблюдай смысловую связь рядом стоящих предложений; обосновывай выводы. |
3. Правильным |
Соблюдай нормы литературного языка; правильно произноси и пиши слова, правильно стройпредложения. |
4. Точным |
Точно используй логические средства языка, употребляй самые подходящие слова (соответственно теме и стилю высказывания). Старайся обогатить свой словарный запас: записывай новые слова, употребляй их в речи. Избегай употребления жаргонизмов,диалектных слов, слов-паразитов. |
5. Грамотным |
Используй разнообразные (по смыслу, форме) слова и предложения, интонационное богатство русской речи. Старайся не повторять одни и те же слова, похожие предложения, подбирай нужные синонимы, синонимические конструкции. |